Круг общения, друзья и верность, часть вторая

Часть первая.

Мне всегда казалось, что быть другом — это большая ответственность. Быть другом — значит, быть в близком кругу другого человека, быть ответственным за его благополучие, помогать ему, когда это нужно, заботиться о нём. Быть другом — значит, сохранять доверие, сохранять веру, поддерживать. Значит, отдавать себя всего — потому что когда всё это понадобится тебе, твой друг сделает для тебя то же.

Сегодня выяснилось, что далеко не все люди считают так. На самом деле, даже те люди, которых я мог бы назвать близкими друзьями, оказались невероятно далеки от этого мнения.

Друзья всегда были очень важны для меня, потому что они — именно те люди, которых никто не заставляет быть с тобой, но они всё равно выбирают это, потому что ты им нравишься. Друзья куда важнее, чем семья: кровное родство никуда не уходит, родители не перестают быть родителями, а братья и сёстры не перестают считать вас своими старшими или младшими. Люди не выбирают свою семью, но люди выбирают своих друзей — и именно поэтому так важны эти отношения: над ними нужно работать, строить, культивировать, взращивать. Если ты не дорожишь этими отношениями — они отпадут, потому что никому не хочется быть забытым другом.

У всех людей есть своя жизнь. Для меня это звучит так: мои друзья есть моя жизнь. Мне нравится проводить время с людьми, общаться, узнавать о людях что-то новое — и это особенно приятно, когда рядом с тобой близкий друг. Я хочу сказать это так, чтобы все читатели были моими свидетелями: я готов бросить всё, включая учёбу и важную работу, чтобы помочь своему близкому человеку, будь то моя жена, мой ребёнок или мой друг. Всё, что нужно сделать этому человеку — это дать мне знак: «Мне нужна помощь».

И меня очень удивляет, что другие люди далеко не так относятся к своему окружению. Покуда я видел, как, в большинстве своём, относятся такие люди друг к другу, у них есть приятели, с которыми можно поболтать, погулять, посмеяться — но нет настоящих друзей, с которыми можно поделиться проблемами и которые поддержат в трудную минуту. Это, к слову, те самые люди, которые жалуются на неверность и неуважение тех людей, которых они считают близкими.

Меня всегда очень беспокоило: другим людям — даже тем, с кем ты проводишь время с интересом, в веселье — словно бы наплевать на тебя. Никто не напишет тебе время от времени, никто не расскажет свои новости, никто не поделится впечатлениями… Возможно, дело в том, что люди просто не могут читать мысли даже самых близких своих людей. Я писал своим друзьям: «Ты мне интересен. Мне интересно знать, что происходит в твоей жизни. Поэтому, пожалуйста, пиши мне время от времени с тем, что у тебя происходит :)». Но в ответ друзья лишь улыбались, кивали головой… и забывали об этом на следующий день: ведь у всех дела, у всех работа, у всех учёба, и вообще, кому какое дело до друзей.

В последние несколько дней, после одного очень болезненного события в моей жизни, я понял несколько вещей:

Нельзя полагаться на других людей. Если вы попадёте в ситуацию, когда рядом не будет никого, но вам нужно будет выбраться, перебороть, выжить — у вас будете только вы. Прежде всего нужно думать о том, как сделать то, что вы хотите сделать, самому — и уже потом, когда вы осознаёте, что не можете сделать что-то лишь своими силами, стоит обратиться к тем, кто рядом, физически или духовно.

Нельзя доверять словам других людей. Если вы договорились встретиться с человеком в пять часов возле входа в метро, и по вашему своевременному приходу он уже там — это значит, что он сделал то, о чём вы договорились. Сделать что-то в этом плане — это противоположность тому, чтобы сказать: говорить можно очень многое, и, как оказалось, далеко не всегда человек имеет в виду то, что говорит; но если человек поступает соответствующе своим словам и не нарушает данных обещаний — этому человеку можно доверять, ибо за него говорят его поступки. Плохие дела никакими словами не замажешь.

Нельзя ждать от других людей того, что они будут идеальными, и нельзя ждать того, что они будут читать ваши мысли и чувства и делать всё, что вам нужно. Даже в этом году было время, когда я, сидя, зажавшись, в углу комнаты (фигурально выражаясь), ждал, пока мои друзья, которые знали, что в моей жизни неприятности, напишут, позвонят, придут в гости… Разумеется, этого не происходило. Никто не идеален — такова жизнь. Ни родители, ни бабушки и дедушки, ни друзья. Нельзя ожидать от них чего-то, что они не смогут сделать. Порой, в минуты горя, вам нужно лишь сказать другому человеку, в чём дело, в трёх словах — и тогда, если человек рядом с вами достойный доверия, вы получите поддержку и заботу, которые вам так нужно в это время.

Читатели после всех этих строк могут подумать, что я — просто эгоистичная скотина, которой на самом деле наплевать на других людей — лишь бы они обо мне, родимом, заботились, лишь бы меня по голове гладили да в качестве стены за спиной стояли. Когда мне было семнадцать, я тоже так подумал — и с тех пор решил для себя, что это мне нужно вести себя лучше, а не другим людям: почему я должен всё получать, а они — нет? Так и случилось: даже к случайным знакомым я шёл с добрыми намерениями, не хотел никого обижать, и говорил то, что им нужно было услышать — не говоря уже о тех людях, которых я считал друзьями. Я оказывал поддержку, заботу, помощь в нужной ситуации, давал совет при необходимости, старался быть настолько добрым и отзывчивым, насколько это возможно…

Прошло два года. Я слышал много комплиментов в свой адрес о том, какой же я хороший друг, как обо мне хорошо думают, как мной интересуются, со мной интересно et cetera… Вот только каждый раз после этого тот, кто говорил это, просто забывал свои слова. Словно каждый день я терял статус хорошего друга в его глазах и должен был вновь делать что-то, чтобы заполучить его назад — потому что я не хочу, чтобы меня считали плохим другом. Чтобы показать своё отношение ко мне, люди делали мне подарки — словно это всё, что нужно, чтобы я выглядел хорошо в их глазах. И это, конечно же, было мило, но… не в вещах счастье.

Пошло оно к чёрту.

Всех волнует только то, что происходит у них в жизни. Друзья подождут: нужно ведь и учёбу закончить — и обязательно получить высшее образование, словно без него у тебя даже имени нет, не говоря о достоинстве — и на работу хорошую устроиться, и супруга до 20-ти лет найти, и ребёнка до 25-ти завести…

И когда ты видишь это и надеваешь гримасу недовольства, они удивляются: «Что я такого тебе сделал?»… Ничего. В этом и смысл. Людей не купишь шоколадками, ибо люди — не игрушки. Если вы хотите хорошего отношения — заработайте его.

Круг общения, друзья и верность, часть вторая: 3 комментария

Добавить комментарий

