Насилие перестало быть для нас событием

Не знаю, обратили ли вы внимание на то, что рассказывают нам в главных новостях (будь то первая страница в крупной газете или телепередача Первого канала). Рассказывают нам сплошь о насилии, убийствах, авариях, травмах, шоке и ущербе. Неудивительно, что многие люди, которые смотрят новости, становятся бесчувственными или бессердечными: мозг в самозащите отключает сектора, ответственные за эмпатию, сочувствие другим людям — иначе люди просто сойдут с ума, пытаясь посочувствовать всем тем людям, страдания которых освещены в новостях!

Проблема здесь — в том, что люди считают нормальным смотреть новости, а некоторые даже сопротивляются отсутствию таких новостей в жизни. Раньше по Первому каналу шла передача «Другие новости», которая как раз освещала приятные или весёлые события в жизни страны и мира. Она шла в два часа дня, поэтому, разумеется, из всей семьи их заставали только я, школьник, и моя бабушка, неработающая пенсионерка. С утра же или в конце дня — убийства, травмы, поджоги, что-нибудь ещё… Словно именно в таком соотношении в мире находятся хорошие и плохие вещи!

Ничего подобного. Но откуда об этом знать людям, для которых сплетни и новостные передачи дважды в день — основной источник новой информации? Такие люди, хотят они того или нет, будут видеть мир через серую призму цинизма — потому что окружение влияет на вас, и вы ничего не сможете с этим поделать, ведь даже не общаясь с такими людьми, вы будете чувствовать на себе их отношение к вещам. Единственный выход из этой ситуации — сменить окружение, но не всегда это возможно.

Меня очень беспокоит в этой бесчувственности то, что люди теряют барьеры, которые предостерегают их от применения насилия, вербального или физического, или даже убийства. Убийство показывают в новостях — какова реакция человека? «Убийство. Ну ладно, чо там ещё?». Словно ничего особенного не случилось.

Это неправильно: новость об убийстве должна быть плохим событием сама по себе, не говоря уже о самом убийстве. Просто потому, что это плохо, когда человек погибает от рук другого человека, от лап животного или в аварийном инциденте. Представьте, что вы чувствовали бы, если бы ваш близкий друг или родственник погиб в аварии — и сразу поймёте, о чём я.

Чёрт побери, я ушёл в транс, когда случайно увидел в новостях по НТВ, как мужчину сбил автобус! Люди показывают это по популярному всероссийскому каналу… а другие люди это смотрят. В тот вечер я впервые за несколько лет использовал мат, чтобы выразить свои ощущения — что должно сказать вам, что я был очень подавлен, потому что я как немногие стою около своих базовых принципов — и после этого весь следующий день приходил в нормальное состояние. Я очень чувствителен к негативу в жизни, но в таком трансе я пребывал впервые. Даже сейчас, когда я пишу эти строки, меня коробит и передёргивает; в наушниках играет нейтральная музыка просто для того, чтобы удержать моё настроение на плаву.

Я не хочу, чтобы люди перестали переживать за других людей. Я не хочу, чтобы люди продолжали воспринимать насилие — особенно, в нашем обществе, вербальное — чем-то естественным, без чего жизнь и общение невозможны. Не должно так быть. Плохое случается, и с этим нужно смириться, но если давать входить в свою жизнь только плохому, оно её и заполнит. Нет ничего хуже, чем люди, которым плевать на всё вокруг.

Но похоже, этот эффект уже глубоко в нашем сознании, ведь мы едим мясо других животных. Вдумайтесь: люди убивают животных, несут мёртвую тушу домой, сдирают с них шкуру и мясо… А теперь представьте, что те же люди делают то же самое с другими людьми. Охотник следит за человеком, который мирно гуляет по лесу, вылавливает хорошую позицию, стреляет в гуляющего, убивая его одной неожиданной пулей, тащит по земле до дома, где взвешивает мёртвого на крюки, раздевает, сдирает кожу, а затем и мясо…

Невозможно такое представить, не передёрнувшись, правда? Об этом я и подумал не так давно. Несколько дней после этого не ел мясо, будь то мясо курицы или рыбы. Это выглядит противоестественно — питаться плотью убитых живых существ.

Но такие мы. Люди — всего лишь животные, в биологическом плане. От этого и нельзя уйти полностью. Может, когда мы перестанем быть людьми…

До тех пор — я не хочу вредить. Я хочу созидать. Это труднее — но оно того стоит.

P.S. Я нашёл отличную статью в другом блоге, которая точно описывает новости и их влияние на людей. Статья на английском.

Насилие перестало быть для нас событием: 5 комментариев

  1. Именно из-за кучи негатива я уже давно не смотрю новости. Если случается что-то исторически важное — об этом говорят на каждом углу. А остальной информацией не хочется загружать свой мозг и каждый день думать, в каком же страшном мире мы живем.

    • Главное — помнить: мы действительно живём в довольно страшном мире, но это — не все слова, которым можно описать наш мир. Здесь творятся чудеса, здесь бесчестно гибнут люди, здесь простой прохожий бросится в пламя за плачущим ребёнком, а пьяница может убить кого-то в бреду и не вспомнить об этом на следующий день… Наш мир полон всего. Важно помнить об этом, но не загружать себя плохими мыслями.

Добавить комментарий

