Философия учёбы

Я никогда не был хорошим учеником: процесс зубрёжки меня никогда не привлекал, а работать по своей программе «нельзя, и всё тут»; не было никакого разнообразия в том, что я делал, ни в школе, ни в университете: сплошные записи, заучивания, сдачи тестов, и повторять до истечения срока обучения.

Несмотря на это, в своё время обучения в университете, — на филологической специальности, стоит заметить, где обучают не только языку, но и правилам его преподавания, — я никак не мог понять одной вещи: почему большинство моих сокурсников так вяло, с явной неохотой и даже некоторых отвращением относились к учёбе в высшем учебном заведении, куда выбрали свою дорогу (порой — из других городов) сами?

Если уж вы здесь, выбрали сами этот университет, этот факультет и это направление обучения, то логично было бы предположить, что вам стоит и подойти к работе ответственно. В школе, по задумке создателей этой системы, должно происходить так же. Можно поспорить с этим, сказав, что в школу детей ходить заставляют и не спрашивают, — и я соглашусь с этим; в России учеников загружают множеством знаний, большая часть которых им даже не вспомнится позже, ибо они учат их для того, чтобы сдать тест и забыть — что заметно и в учёбе университетской.

Но ведь высшее учебное заведение парни и девушки выбирают сами! Их никто не заставляет идти туда, они сами выбирают направление обучения. Так почему же столь многие, до и после меня, в этом случае так много времени проводят в попытках подготовиться к экзамену, когда те знания, которые нужны для этого, давались в течении семестра и должны были уже лежать в голове?

Конечно, обо всём этом можно рассуждать бесконечно, если не вспомнить одну важную деталь: учеников заставляют идти в ВУЗ.

Если со школой у нас выбора действительно нет (Конституция РФ говорит: «основное общее образование [по 9-ый класс — прим. Мирдж] обязательно», статья 43, пункт 4), то обучение в ВУЗах происходит, или должно происходить, строго по желанию. Тем не менее, многие ученики, успешно окончившие (по наставлению родителей, ибо «куда ты иначе пойдёшь? Слесарем, что ли?») одиннадцать классов средней школы, насильно затаскиваются в ближайший университет под предлогом «Ну это же тебе нужно, посмотри, выбери, что тебе больше нравится». Звучит это, словно выбор за тебя уже сделан, а тебе только остаётся выбрать, что их предложенного тебе больше нравится.

И ребята идут туда, куда им указано: получать высшее образование, потому что «надо». Кому надо, зачем — эти ребята не спрашивают: они, к сожалению, задолго до этого были задавлены родителями и своего мнения не выставляют на показ. И это страшно для будущего, потому что из таких ребят вырастают учителя, которым ненавистны ученики, офисные работники, которым ненавистен офис, и учёные, которым ненавистна наука.

Но, хотя это и не правильно (кому нужны рабочие, которые ненавидят свою работу и делают её через «не хочу, не могу, не буду»?), это и не неправильно. Всё это — естественный порядок вещей, которые слишком мало людей видит и котором слишком мало говорят в обществе. Самыми главными проблемами обществе считается чрезмерное употребление алкоголя, употребление наркотиков и преступность, судя по тому, что я вижу по телевидению. Никто, однако, не задумывается, откуда берутся эти вещи: от людей, которым на всё плевать, которым ничего больше не интересно в жизни, которых задавили, лишь бы те вели себя «как люди», словно иначе они ими не являются. То же — с образованием; во всём этом лечатся симптомы, а не причина.

Есть, разумеется, исключения: со мной в группе обучалась девушка, которая с ранней школы хотела быть учителем иностранного языка и, стремившись к этому, достигает своей цели. У неё определённо есть опыт и желание общения с детьми, и из неё наверняка выйдет хороший преподаватель, в какую бы ветвь преподавания она не пошла. Важно увидеть характерные черты и стремления в ребёнке в детстве и поддержать его в том, чего он хочет добиться, будь то учить детей или точить дерево в красивые фигурки: если человеку нравится то, чем он занимается, то он преуспеет в этом. Именно таких людей нужно больше во всех профессиях, но особенно важны учителя.

Высшее образование, да и образование в целом, должно быть чем-то желаемым, а не чем-то вынужденным, чтобы быть «как все», ибо «надо». Большая часть этого зависит от родителей; что им нужно делать — сказано выше. От родителей ребёнок перенимает очень многое, поэтому воспитание играет самую важную роль в становлении личности человека. Далее — учителя, с которыми ребёнок проводит несколько лет: они — фигуры авторитета в глазах ребёнка, лишь на ступень ниже, чем родители, и поэтому от них он будет принимать то, что они дадут ему, хорошее или плохое. Именно поэтому важны учителя, которые желают быть ими, желают помогать детям, обучать их и давать им советы, а не такие учителя, которым лишь бы закончить очередной день обучения, будь то учителя начальных классов или старших звеньев.

И уже затем, задумавшись и определившись с тем, что ему нужно, повзрослевший ребёнок должен решить: высшее образование, средне-специальное, служба в армии или сразу работа. Несмотря на то, что говорят наши родители о времени жизни («Год пролетит — ты и не заметишь!»), год — это огромный срок; за год может родиться ребёнок, за год человек может успеть найти или потерять свой смысл жизни, сделать что-то грандиозное, работу всей своей жизни, или прожить каждый день, желая, чтобы тот поскорее закончился. Важно знать, что ты сделал за этот год, что ты можешь сделать и что тебе в ближайшие годы совершенно не пригодится.

В отличии от догм советского менталитета в глазах нынешних правительственных чиновников, план и его выполнение — это не всегда хорошо, тем более, когда этот план подминает под себя жизни людей. «За месяц нужно раскрыть тридцать преступлений», «за год нужно выпустить десять тысяч четыреста учителей и пять тысяч токарей», «за семестр нужно, чтобы у учеников вашего класса было не более пять троек». И, поскольку план этот правительственный, все обязаны под него подстраиваться, дабы не потерять работу или не получить вычитание из заработной платы. Несмотря на то, что все люди — разные: возможно, это просто некриминальный сезон; возможно, многие из получающих образование поймут, что это им не нужно, уже на последнем году обучения, и оставят учебное заведение; возможно, очень много в этом классе детей, которым вообще плевать на оценки. Неужели из-за всех этих (и многих других) обстоятельств стоит наказывать тех, кто не в состоянии повлиять на них?

Не спрашивайте себя о том, что нужно миру. Спросите себя о том, от чего вы чувствуете себя живым человеком, и займитесь этим. Потому что миру нужны люди, которые по-настоящему живут.

— Говард Турман, афроамериканский философ, теолог, преподаватель теологии, основатель мультикультурной церкви

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s