Что такое: самопознание

Люди — сложные существа. У нас есть туча потребностей, все из которых требуют удовлетворения в той или иной степени: пища, вода, убежище от неприятной погоды, общение, забота, интерес к другим, любовь, сексуальная тяга, самовыражение и поиск себя, мечты и желания, цель жизни… Неудивительно, что порой мы совершенно перестаём понимать, что движет нами. Почему мы едим эти чипсы, когда знаем, что хотим быть стройными?

С древних времён люди пытались понять, что происходит в их головах, почему они делают то, что делают. Великие умы прилагали свои усилия к тому, чтобы решить эту загадку или, по крайней мере, приоткрыть завесу над ответом. Причин на то может быть много; главными из них являются поиск ответов на вопросы («Почему люди могут быть злы?», «Почему мы не можем придерживаться своего новогоднего плана?») и простое, но столь могущественное любопытство о том, что же такое человек. Другой, не менее важной причиной, является желание к самосовершествованию: если мы знаем, что делает нас такими, какие мы есть, возможно, мы сможем изменить это в себе.

Но как нам узнать, какие мы есть?

Первый и наиболее важный аспект самопознания — это самонаблюдение, или интроспекция: нет лучшего источника знаний о себе, чем мы сами; то же можно сказать о других и назвать это наблюдением. Разум — могущественный инструмент, способный находить связи между, казалось бы, двумя несвязанными вещами. Ничего удивительного нет в том, что мы значительно продвинулись в понимании мышления.

Существует, однако, опасность стать жертвой собственных предрассудков и ложных суждений, опираясь целиком на то, что мы можем узнать по опыту, и об этом нужно помнить каждый раз, когда мы переключаем своё внимание на рассуждения об умах себя или других. Для эффективной интроспекции, кроме внимания и опыта, требуется знание о том, что нужно искать и от чего отталкиваться — другими словами, человеку требуется некоторое знание прикладной психологии для того, чтобы иметь право быть уверенными в своих выводах.

Кроме того, без познаний в психологии невозможно связать наши поведение и желания с подсознательными нуждами и чертами, которые не очевидны для сознания. Мы можем наблюдать себя ровно настолько, насколько для нас наблюдаемо сознание. Разумеется, многие наши внутренние мотивы можно угадать с опытом, чем чаще всего и известны старые мудрецы, но обычно это требует времени, тогда как психология уже открыта для нас и не имеет ограничений на доступ.

Что означает, разумеется, что знание является вторым аспектом самопознания, а также познания других. Знание можно как найти в книгах или других источниках информации, так и узнать от других людей, которые порой являются буквально кладезями оного.

Третий аспект самопознания — это честность и открытость с собой. Никому из нас не приятно знать неприятные вещи о себе, и все мы хотим быть хорошими людьми. Это, однако, не означает, что нам нужно скрываться от самих себя за надуманными образами, которые не приносят нам удовлетворения или счастья, но лишь скрывают боль, которая ожидает нас вместе с осознанием собственного несовершенства.

Как бы парадоксально это не звучало, эта боль — одно из наиболее приятных ощущений для человека: ощущение её означает, что человек встал на новую ступень собственного развития и видит вещи более чётко и ясно, будь они внутри себя или вокруг. Никто из нас не совершенен, и осознание этого — это первый шаг к принятию себя такими, какие мы есть, даже если это означает, что у нас есть негативные черты. Никому не доставляет удовольствие душевная боль, но избегание её приводит лишь к несчастью: без ошибок мы не узнаем нового, без неудач не станем лучше в чём-либо, без потерь не научимся поддерживать себя сами.

Будучи честными и открытыми с собой, мы позволяем себе узнать себя так, как никто никогда не узнает. Это открытое знание позволит нам делать более информированные решения относительно собственного будущего, а значит, мы можем создать будущее, более приятное или полезное для нас. Для примера подобного информированного решения: если я знаю, что мне нравится учить других, но я также знаю, что мне будет некомфортно в больших группах, коими являются классы в школах или группы в университетах и институтах, я могу выбрать работу ментором или репетитором для того, чтобы учить группы избранных людей, с которыми контакт происходит лучше всего — а значит, общение и обучение происходят в наиболее приятном ключе.

Стоит также обратить внимание на другую опасность самопознание: чрезмерное усердие в нём. Поняв, что люди могут узнавать себя, они могут начать пытаться понять каждое своё действие, и подобное внимание к мелочам сверх нормы. Это неизбежно приводит к определённого рода страху: что, если эта мелочь означает, что носитель её — плохой человек (или имеет любое негативное качество)? Без контроля, этот страх перерастает в паранойю, практически препятствующую приятной социальной жизни — ведь, как мы знаем, даже интровертам нужны друзья.

На самопознании путешествие внутри человеческого разума, разумеется, не заканчивается — ведь теперь это знание нужно применить. Именно поэтому человек также имеет потребности в саморазвитии и самовыражении, но — об этом — в следующий раз.

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s