Что такое: саморазвитие

Развитие психологии в XX веке — зарождение психоанализа, бихевиоризма и гештальтизма в частности — стали отправной точкой развития её как самостоятельной науки, нежели школы философии или медицины. Со временем психология приобрела публичный интерес в западных странах — Советский Союз «практически заморозил» развитие психологии в то время — что, разумеется, повлекло за собой популяризацию этой отрасли науки.

Это обстоятельство стало основной причиной появления культуры саморазвития: приобретения качеств, воспринимаемых как положительные, — уверенность, упорство, здоровье, большая память, скорочтение и так далее, — в том числе благодаря консультациям с теми, кто знает путь к ним — «гуру» в смысле, близком оригинальному индийскому слову, но не копирующем его — или с их книгами, которые содержат в себе инструкции к достижению цели.

Нельзя, однако, сказать, что достижение позитивных качеств стало явлением лишь в XX веке. Древнегреческие стоики видели счастливой жизнью — эвдемонией — жизнь в высокой морали: для них честность, справедливость, храбрость, дисциплина и сила воли были высшим благом. Разумно предполагать, что стоики стремились достичь того, что считали наиболее правильным поведением.

Нельзя также сказать и о том, что саморазвитие появилось лишь после появления книги Сэмюэля Смайлса «Само-помощь» (Self-Help) в 1859-ом году в Великобритании — как минимум потому, что за четырнадцать лет до этого мистер Смайлс выступал с речью о саморазвитии по просьбе Общества взаиморазвития (Mutual Improvement Society).

Так или иначе, этот феномен — с нами. Как и всё, что в какой-то момент стало повсеместно популярно в США, саморазвитие имеет коммерческий аспект: сотни книг, рассказывающих читателю о том, как разбогатеть или стать уверенным в себе, выпускаются каждый год — и покупаются столь же успешно. Разумный вопрос о том, почему мир до сих пор не полон богатых и уверенных в себе мужчин и женщин, остаётся без ответа для тех, кто принимает чтение этих книг для личностного совершенствования как необходимость.

Правда, разумеется, куда более проста, но и куда менее приятна: книги полезны ровно настолько, насколько человек хочет, чтобы они были полезны. Эти книги — не таблетка, дарующая желаемое качество после приёма: как и любая инструкция, книги само-помощи (одно из популярных и менее правдивых названий оных) требуют «сборки». Единственный способ собрать купленный стол — это поработать над тем, чтобы скрепить все детали вместе. Почему же процесс самосовершенствования должен отличаться от этого?

Одна из опасностей саморазвития — погрязнуть в материале без того, чтобы применять его, чтобы работать над собой для достижения некоего идеального образа, собранного, в том числе, и из купленных книг. Человек начинает мечтать о том, чтобы быть <вставить тему книги о саморазвитии>, и в этих мечтах он остаётся, наивно полагая, что что-то в этом мире придёт к нему само — ещё более наивно, когда речь идёт о внутреннем мире, недоступном для внешних факторов.

Этим людям свойственен фатализм, видение предрешённости мира, в котором они не имеют никакой власти. Подобное видение, разумеется, безвозвратно убивает смысл саморазвития: если тебе было предрешено быть лучше, чем ты есть сейчас, — зачем стараться и стремиться к этому?

Правда, опять же, проще и неприятнее: саморазвитие требует ответственности перед собой, а ответственность требует чувства собственного достоинства, собственной ценности, чего так не хватает всем погрязнувшим в пучине мнимого саморазвития. Люди хотят чувствовать себя достойными благ и удобств, любви и уважения, но пытаются достичь этого ощущения мечтами и фантазиями, — фактически сбегая от тяжёлой реальности в вымышленную лёгкую, где они уже достигли всего, что в настоящем мире потребует усилий и выхода из зоны комфорта.

Современная культура, полная образами идеальных людей — «идеализированных» будет лучшим словом — ничуть не помогает нам узнать о собственном достоинстве. Тяжело понимать, что любой человек достоин уважения, когда там, в «идеальном мире» за границей телевизора и экрана монитора, только лучшие имеют шанс быть услышанными.

* * *

За сим заканчивается первый цикл статей на Имирджениконе, «Что такое: психология».

Обратите внимание на предыдущий пост, если хотите знать о ближайшем будущем этого блога.

Подобно Джорджу Карлину, я не вижу адекватного и не натянутого конца этому посту, посему просто кланяюсь.

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s