Естественность

Те, кто выходит на улицу чаще раза в месяц, знают, что в России — по крайней мере, в более южной её полосе — уже наступило лето. Небо куда чаще сверкает мягким голубым цветом, Солнце излучает так ожидаемые свет и тепло, птицы поют… Красота!

Среди прочих радостей, которые приносит лето, в парках и садах можно заметить — и почувствовать носом — цветущие деревья. В ярких цветах, они стоят словно лишь для того, чтобы люди могли любоваться ими — а любоваться есть чем. Конечно, самонадеянно будет полагать, что они растут исключительно для нас, но не оценить их красоту тяжело.

Другой привлекательной особенностью деревьев является запах, который они испускают: неявный, не мешающий другим чувствам, но заметный — дающий о себе знать без того, чтобы отвлекать внимание. В прогулке можно пройти мимо и не задуматься, но пропустить смену атмосферы невозможно.

Как часто мы встречаем столь непритязательные детали в современном мире? Всё вокруг нас — одежда, автомобили, карманная электроника, даже инструменты — направлено на то, чтобы привлекать внимание — отрывать его от других вещей, если потребуется. Кричащие цвета и чрезмерно сложные узоры. Громкие мелодии с грязным звуком, заставляющие своим невероятным ритмом сердце биться дважды быстрее — или же песни настолько простые, что даже обезьяна, не знающая языка, может понять их смысл: секс, деньги, секс, крутые автомобили, секс, наркотики, прожигание жизни, секс. Крайности в мышление: «мы, либо они», «всё, либо ничего». Даже молотки должны выглядеть ярко, чтобы быть купленными.

Люди более смышлённые успели рассказать мне о мелочах и деталях, которые проносятся перед нашими глазами незаметно, но стоят нашу жизнь. Между различными списками и описаниями бытия человека в крупном городе красной лентой пролегала идея искусственности современного мира. Многие продукты, свойственные ему, столь же бесполезны, сколько они неестественны.

Нам преподносят как норму факт забрасывания в животы насыщенной выше всякой необходимости жирами и сахаром пищи. Нормальным — особенно среди молодёжи, выросшей на яркой рекламе — считается и поеданием продуктов, переполненных вкусом из порошка: чипсы, сухарики и им подобные псевдоперекусы, безвкусные сами по себе. Гамбургеры не обладают вкусом сами по себе, но поедаются без секунды размышлений, ибо с ними не нужно возиться: заплатил — и сразу в глотку, не жуя.

Вкусы и запахи, созданные в лаборатории, являются для многих из нас частью повседневной жизни. Готовить самостоятельно, из вручную выбранных продуктов, для современного горожанина многих развитых стран слишком тяжело и времязатратно — и потому для них была создана целая индустрия, которая способствует тому, чтобы горожанин смог продержаться на ногах в течении дня, не волнуясь о том, что же именно попадает в его желудок до тех пор, пока это вкусно.

У большинства из горожан, однако, есть достаточно времени для того, чтобы приготовить для себя обед из трёх ингредиентов. То, что они не хотят использовать это время для того, чтобы по существу прокормить себя, вызывает на поверхность более серьёзное современное явление — о котором, признаться, я не подозревал, начиная этот пост. Современный мир, во всей его безопасности и простоте, невероятно суров к личности; обеспечивая нас материальными необходимостями и ресурсами для того, чтобы приобрести их, он давит на то, что традиционно принято называть «душой». В погоне за ресурсами, за вещами мы постепенно забываем о том, насколько важна нематериальная часть нашей жизни: разум, эмоции, желания, смысл жизни.

Потому, наверное, многие не желают уделить себе даже пять минут, взамен решаясь скорее на проведение часов в офисе, который обещает чувство напыщенной важности при очередном продвижении по службе и мнимое удовлетворение желания делать что-то полезное.

Подобное безразличие к личности продвигается определённой частью современного мира — той частью, по крайней мере, в которой прибывают многие из тех, кто читает эти строки. Нам не напоминают о том, что стоит время от времени смотреть на небо, на озеленевшие к лету деревья, слушать шум реки, улавливать великолепные природные запахи, проходя мимо. Не продвигают и по-настоящему хорошую музыку, не рассказывают о невероятно интересной и полной событий истории человечества, не показывают великолепных творений визуального искусства — и не рассказывают о том, почему они считаются столь великолепными.

Нельзя, разумеется, винить людей в том, что они склоняются к более простым решениям, даже если это означает ожирение и тонну других заболеваний, медленно наползающих с годами и совершенно незаметных день ото дня. Такова наша природа. Стремление облегчить работу помогло нам в технике, позволив достичь столь гиперэффективного рабочего ритма, который возможен сегодня, но был недостижим сто или даже пятьдесят лет назад.

Тем не менее, современный мир также полон неэмпатичных капиталистов, которые ищут методы заработка, не взирая на последствия для потребителей, — и эти люди, вместе с командами профессиональных создателей рекламы, образованных в психологии не хуже учёных этой области, запихивают в наши головы безо всякого согласия идеи о том, что искусственное безусловно лучше для нас, что нам не стоит даже думать о других вариантах, пока перед нами есть этот замечательный гамбургер, этот флакончик с духами или этот чудесный псевдойогурт, который уже несколько часов как не соответствует своей рекламе.

Мы выше этого. Мы способны любить и уважать себя так же, как любим и уважаем других. Мы может быть любопытны, и этот неутомимый интерес может развиться в новые, поразительные знания. Мы умеем критиковать и обладаем мудростью для того, чтобы определить, что стоит критики. Всё это нас заставляют забыть: безвольные, вечно скучающие люди с низкой самооценкой составляют превосходный материал для тех, кто живёт обманом и управлением впечатлений.

Ничто не способно заменить великолепие заката, увиденного с холма над спокойным морем. Запах живых цветов всегда будет лучше духов. Блюда, приготовленные дома, никогда не уступят полуфабрикатам из супермаркетов и киосков. Нам стоит помнить о наших эмоциях и о том, что наши ощущения влияют на нас сильнее полного желудка или кислотно-зелёной футболки в гардеробе.

САУНДТРЕК

Dolly Parton — Jolene, замедленная до 33-ёх оборотов в минуту

Ray Charles — I Got a Woman: оригиналкавер и ремикс

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s