Об автомобиле как о роскоши

Я довольно давно начал думать о роли автомобиля в жизни человека, видя, как много стало их во всём мире у самых разных людей. Изначально автомобили были средством передвижения: единственным его предназначением было доставить владельца из пункта А в пункт Б как можно быстрее в рамках доступных технологий. Очень просто. Эффективная замена лошадям, которых нужно кормить, содержать в тепле и относительном уюте, которые были довольно хрупкими и которых нельзя было вернуть назад, когда они истощили свой ресурс, на дозаправку. Единственный ресурс, которого тогда было достаточно, необходимый для работы этой механической лошади — это бензин (или уголь, если глядеть на времена до эффективных двигателей внутреннего сгорания).

Со временем простота автомобиля изменилась: такими машинами обладали только богатые люди, а им, как любой элите, нужно показывать свой статус другим людям, чтобы те уважали их за то, что они имеют. Глупость, конечно, но — такова элита: автомобили начали быть частью моды, их стали украшать согласно веяниям времени. Могу представить себе, что украшения из золота и дорогих пород дерева были нередки на автомобилях тех лет.

Гораздо позже, ближе к нашему времени, подключилась физика, и автомобили более аэродинамически свободные стали дороже, потому что они эффективнее, а за эффективность как за дополнительное преимущество нужно платить. Именно поэтому самые престижные автомобили обладают такими причудливыми, для рядового водителя, формами: при такой форме, как у автомобилей автоконцерна Ламборгини, возможно достичь максимальной скорости куда более высокой, чем таковой у среднего современного седана.

Однако автомобили до сих пор весят несколько тонн, работают в основном на бензине (ископаемом и тщательно обрабатываемом топливе, которое, к тому же, варьируется по качеству), требуют тщательного обучения для вождения, не всегда имеют адекватный отзыв на рычаги управления, а при ударе о что угодно, включая людей и животных, самих по себе довольно хрупких созданий, ломаются и требуют ремонта ценой в несколько тысяч рублей, не говоря уже о повреждениях водителю и пассажирам даже в том случае, если они пристёгнуты ремнями безопасности. Сказать, что это неэффективно, — ничего не сказать.

Тем не менее, люди покупают автомобили. Никто из тех, кого я знаю, не копил, чтобы в один момент купить авто целиком; люди берут кредиты, вешая узлы себе на шею и камни на плечи ради своеобразного чувства уверенности, скорости, удобства и доступности мест в мире. И ведь не просто сто тысяч — уже огромные деньги, с которыми можно много чего сделать — люди выкладывают за это: миллионы уходят на одну такую машину, — и это только в стандартной комплектации.

Я не собираюсь отговаривать людей покупать автомобиль для себя или своей семьи: выбор лишь их. Сам я, однако, вовсе не собираюсь покупать автомобиль ни себе, ни своей семье, ибо не представляю ни одной ситуации, в которой автомобиль окупил бы себя. Если место назначения находится внутри города, можно использовать систему общественного транспорта или пройтись пешком. Если вам нужно в другой город — междугородние маршруты предоставляют вам свои услуги гораздо дешевле. Если же вам нужно выехать на природу — возьмите велосипеды: физическая работа и тренировка ног и прилегающих мышц, лучший контроль за движением, лёгкий вес и простота конструкции в случае поломки (другими словами, у велосипеда куда больше шансов быть восстановленным в дороге, а нести его на себе до ближайшей остановки или дороги куда проще, чем авто), да и цена несравнимо ниже.

Автомобиль, как бы он ни был удобен, не несёт в себе никаких преимуществ кроме скорости перемещения и ложного ощущения защищённости внутри большого металлического корпуса, но скрашивает вашу физическую активность — которая, к тому же, сильно помогает мышлению, что для меня, интеллектуала, имеет значение гораздо большее, чем возможность съездить в лес на личном автомобиле.

Просто взгляните на цены бензин. В конце концов, автомобиль — до сих пор предмет роскоши.

Об автомобиле как о роскоши: Один комментарий

Оставьте комментарий